В АПК РФ предлагается установить сроки рассмотрения дел при переходе к упрощенному производству
На рассмотрение Госдумы внесен законопроект, устанавливающий сроки рассмотрения арбитражным судом дела при переходе к его рассмотрению в порядке упрощенного производства. Автор документа – член Совета Федерации Олег Казаковцев.
Данный срок предполагается ограничить двумя месяцами со дня вынесения соответствующего определения. Такие поправки предлагается внести в ч. 2 ст. 226 АПК РФ.
Напомним, согласно ч. 3 ст. 135 АПК РФ суд выносит определение о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства в случае, если при подготовке к судебному разбирательству поступило соответствующее ходатайство истца. При этом в арбитражный суд должно быть представлено согласие ответчика на рассмотрение дела в указанном порядке. Также такой переход возможен по инициативе суда, но при согласии сторон.
Также проектом федерального закона устанавливается, что рассмотрение дела, подлежащего рассмотрению в порядке упрощенного производства, по общим правилам искового производства или административного судопроизводства должно рассматриваться в сроки, определенные для этих производств АПК РФ.
Отметим, что в соответствии со ст. 227 АПК РФ рассмотрению в порядке упрощенного производства подлежат дела:
- по исковым заявлениям о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает для юридических лиц 300 тыс. руб., для индивидуальных предпринимателей – 100 тыс. руб.;
- об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц, если в этих документах содержится требование об уплате денежных средств или предусмотрено их взыскание либо обращение взыскания на иное имущество заявителя при условии, что оспариваемая заявителем сумма не превышает 100 тыс. руб.;
- о привлечении к административной ответственности, если за совершение соответствующего правонарушения назначено наказание только в виде административного штрафа, максимальный размер которого не превышает 100 тыс. руб.;
- об оспаривании решений административных органов о привлечении к названной выше административной ответственности;
- о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает 100 тыс. руб.
При этом не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства дела по корпоративным спорам, дела о защите прав и законных интересов группы лиц.
Также проектом федерального закона предлагается исключить из ч. 2 ст. 229 АПК РФ положение, согласно которому решение по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению. По мнению автора законопроекта, данная норма разделяет моменты вступления в силу судебного акта и начала его исполнения и не является обоснованной.
Кроме того, ч. 3 ст. 229 АПК РФ планируется дополнить нормой, согласно которой отсутствие в деле протокола судебного заседания не является основанием обжалования в кассационную инстанцию решения, вынесенного в порядке упрощенного производства.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, его реализация позволит повысить правильность и доступность правосудия.
С полным текстом законопроекта № 470364-6 "О внесении изменений в главу 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.